Химичка. Сайт Маловой Е.М.Четверг, 27.07.2017, 05:37

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Методическая копилка | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Педагогические технологии [4]
Нормативные материалы [9]

Мини-чат

Главная » Статьи » Педагогические технологии

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Малова Елена Михайловна,

учитель химии МАОУ гимназия №1 города Тюмени.

     Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Происходящие изменения в общественной жизни подтверждают данный постулат и  требуют развития новых способов образования. Акцент переносится на формирование у школьников способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. В преподавании естественных наук, и в частности  химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.

     Продуктивным вариантом решения этой задачи является использование в школьном образовании исследовательского подхода. Включение исследовательской деятельности в образовательный процесс позволяет не только значительно расширить у школьников диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути решения проблемы, но и ведет к возрастанию познавательного интереса, умению работать с источниками информации. Одновременно с этим изменяются и личностные характеристики ученика: происходит формирование адекватной самооценки, воспитывается умение доказательно отстаивать собственную позицию.

     Резюмируя все вышесказанное можно определить, что целью организации научно-исследовательской работы учащихся является формирование образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.

     Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:

• развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

• формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

•  выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

• развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

•   развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

• развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

•   формирование чувства ответственности за порученное дело;

•   воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;

•   воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;

•   помощь в профессиональной ориентации;

     Успех любой деятельности в большой мере зависит от мотивации. Известно, что без мотивации возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Чаще всего на уроке учитель использует возможности внешней мотивации (принцип наглядности, обеспечивающий интерес к предмету и т.д.), формирование же внутренней мотивации - проблема довольно сложная, но именно она является необходимым условием для успешного пути от незнания к знанию.

Психология познания различает четыре вида внутренней мотивации:

•   мотивация по результату (ориентация на результаты деятельности);

•   мотивация по процессу (ориентация на заинтересованность самим процессом деятельности);

•   мотивация на оценку (ориентация на получение хорошей оценки);

•   мотивация во избежание неприятностей (ученику не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.)

Очень часто в учащемся можно видеть сочетание различных видов внутренней мотивации. Разумеется, наиболее значимые для успешной познавательной деятельности две первых мотивации: по результату и процессу деятельности. Особенно значима вторая из названных видов мотивации, поскольку она напрямую зависит от используемых технологий обучения. Если используемые технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе, и если эта деятельность становится личностно значима для ученика, то есть все основания утверждать, что будет формироваться внутренняя мотивация деятельности.  Научно-исследовательская деятельность способствует формированию внутренней мотивации к конкретной работе, к изучению предмета, к обучению в целом.

     Исследовательская деятельность обучающихсяэто такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

     Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследовательской работы принципиально меняет технологию получения знаний: ученик, опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска знаний. Сотворчество юного исследователя и научного руководителя — эта совместная деятельность двух субъектов над научным объектом, в результате которой получают или самоценное новое научное знание, или возникает новое качество уже известного научного знания.  Обязательным условием развития творческих способностей обучающихся является устранение доминирующей роли педагога.  Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Руководитель только направляет самостоятельную деятельность школьника. Для этого он:

•  выявляет сферы, в области которых лежат интересы учеников;

• освещает научное поле деятельности, в котором возможно определение тематик   исследований обучающихся;

•  знакомит школьников с методами научного познания и исследования;

• помогает сформулировать проблему (гипотезу), определить цель, задачи, объект и предмет исследования;

•  помогает обозначить основные технологические и хронологические моменты проведения исследования;

•  разрабатывает совместный календарный план консультаций и собеседований, помогает обучающимся планировать самостоятельную деятельность;

•  помогает ученикам в работе с различными источниками информации;

• характеризует и подробно обсуждает со школьниками структуру исследовательской  работы и правила ее оформления.

     Исследовательский характер может иметь работа учащихся на уроке, но в рамках времени, ограниченного уроком трудно реализовать все поставленные задачи. Конкретных и значимых результатов добиваются учащиеся, занимающиеся научно-исследовательской работой дополнительно во внеурочное время, погруженные в этот процесс.

     Существует определенный алгоритм выполнения научно-исследовательской работы – технологическая цепочка, которая включает четыре этапа:

    Этап 1. Диагностический

     На этом этапе важно "найти” ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования, психолого-педагогическую диагностику и заинтересовать его. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Очень важно наряду с  моральными увидеть и понятные материальные стимулы:  от защиты реферата на переводных экзаменах до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз.

     Этап 2. Теоретический этап.

     Это самый длительный и ответственный этап, потому что включает в себя следующие направления деятельности:

•  определение области исследования (нужно четко определить границы   

   предметной области, в рамках которой выполняется научно-

   исследовательская работа);

•  определение проблемы и темы исследования. Проблема исследования – это

   противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого

   противоречия самым непосредственным образом связано с практической

   необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы

   исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования,

   направление научного поиска.

   Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета.      

   Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.

 выбор объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс  

   или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет исследования –

   это часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился.

 формулировка гипотезы исследования (основание, предположение) – научно

   обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.   

   Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение.

•  формулировка цели и задач исследования.  Цель исследования – это   

    конечный  результат, которого бы хотел достичь исследователь при

    завершении своей работы.  Задача исследования – это выбор путей и средств   

    для  достижения цели.

•  отбор методов исследования.  Метод исследования – это способ достижения

   цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические  

   (сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические  

   (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос,

   тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).

•  составление плана исследования 

 поиск и отбор информации по теме исследования.

•  отбор  методик  исследования

     3. Практический этап

     На данном этапе ребята выполняют практическую часть (обрабатывают информацию, проводят  эксперименты) и оформляют научно-исследовательскую работу.

     4. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)

На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для защиты научно-исследовательской работы.

Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не проигрывают  из-за того, что не представляются должным образом. Основная причина  в том, что дети оказались психологически не готовы к  публичному выступлению.  Очень полезным является предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на научной конференции.

     Все вышеизложенное, позволяет сделать вывод, что исследовательская деятельность  является уникальным инструментом развития личности школьников.  Под руководством учителя (научного руководителя) происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания ребенка. Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.

     Об этом ярко свидетельствуют достижения  моих учеников.

•  Шулаев Валерий, 10 б, диплом 2 степени городской научно-практической  

   конференции  молодых  исследователей  «Шаг в будущее-2008» -

   студент химического факультета ТГУ

▪  Петров Ярослав, 10а,  призер городского конкурса исследовательских  

   проектов «Самый  чистый  город Земли», 2009г.

   диплом 3 степени регионального конкурса «Экология жизненного   

   пространства», 2010 г. - студент химического факультета ТГУ

▪  Степанова Мария, 8а, Диплом III степени  Конкурса работ абитуриентов и      

    старшеклассников «ТехЛидер 2009», Тюменский государственный 

    нефтегазовый университет. Технологический институт,

    финалист Всероссийского конкурса исследовательских работ  учащихся 

    имени   Д.И.Менделеева, 2010 г,

    лауреат 3 степени Всероссийского заочного конкурса

    «Юность, Наука, Культура», 2010 г.

▪  Миглеева Екатерина, 10а, лауреат  2 степени Всероссийского заочного  

   конкурса  «Юность, Наука, Культура», 2009 г.

   финалист Всероссийского конкурса исследовательских работ  учащихся 

   имени   Д.И.Менделеева, 2010 г. –студентка физического факультета ТГУ

   лауреат 2 степени X Межрегиональной научно-практической конференции     

   «Формирование ключевых компетенций   школьников в продуктивных

   образовательных системах». 2010 г

▪  Белецкая Ольга, 11а класс,  лауреат 11 межрегиональной научно-

    практической   конференции «Формирование ключевых компетенций   

    школьников в продуктивных образовательных системах», май 2011 г.,

    лауреат 3 степени заочного этапа Всероссийского конкурса

    «Юность. Наука. Культура», 2011г. – студентка ТГУ

▪   Щерба Яна,  8а  класс, лауреат XIII городской научно-практической  

     конференции молодых исследователей  «Шаг в будущее», май 2011 г.,

    диплом 3 степени 11 межрегиональной научно-практической конференции   

    «Формирование ключевых компетенций школьников в продуктивных

    образовательных системах», май 2011 г.

▪   Шония Марика, 9в класс, диплом 3 степени XIII городской научно- 

     практической  конференции  «Шаг в будущее», 2011 г.,

     диплом 3 степени регионального конкурса «Экология жизненного  

     пространства»,  2011 г.

 

Список литературы:

1.                  Кузнецова М.П., Иванова Н.В. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. Библиотека журнала «Директор школы» / М.: сентябрь 1999, №6.

2.                  http://allabiolog1.ucoz.ru/publ/1-1-0-2

3.                  http://festival.1september.ru/articles/557036/

4.                  http://ido.tsu.ru/other_res/pdf2/Konovalova.pdf

Категория: Педагогические технологии | Добавил: himikmalova (14.08.2013)
Просмотров: 1970 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2017