История гимназии начинается в октябре 1920 года с открытия в городе первой школы советского периода - школы № 1.
В истории гимназии и реальная (1920-е гг) и педагогическая (1930-е) школы; десятилетка и первые профильные классы: архитектурно-художественные (с 1992 г.), опыт работы по взращиванию чемпионов мира по хоккею с ХК «Газовик».
С 1993 года школа № 1, в рамках эксперимента, переведена в статус школы-гимназии № 1 при Тюменском государственном университете.
В 1999 году, после успешного завершения опытно-экспериментальной работы, образовательному учреждению по итогам государственной аттестации присвоен статус гимназии, который был подтвержден городской аттестационной комиссией в мае 2003 года, областной – в декабре 2008 г.
С октября 2006 г гимназия является областной экспериментальной площадкой, реализующей программу формирования образовательного пространства, способствующего личностному развитию учащихся.
Воспитанники гимназии – дети и подростки школьного возраста, проживающие в городе Тюмени. Обучающиеся, относящиеся к микроучастку гимназии составляют 15-25% контингента, так как район – застраивающаяся территория.
Конкурсного отбора детей при приеме нет, зачисляются все желающие в пределах возможностей гимназии.
Гимназия функционирует в составе I - III ступеней обучения. В каждой параллели 3 класса – комплекта.
Образовательная программа гимназии направлена на обеспечение возможностей достижения каждым воспитанником собственных максимальных результатов и основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся на условиях самостоятельного выбора гимназистами программ, форм обучения и видов деятельности.
Учебный план гимназии обеспечивает раннее, расширенное и углубленное изучение английского языка, включающее страноведческий компонент, ранее изучение информатики и ИКТ, изучение в старших классах на профильном уровне (на основе индивидуального выбора) английского языка, обществознания, математики. Содержание учебного плана позволяет достигать более глубокого, в сравнении с общеобразовательными учреждениями, уровня подготовки обучающихся по предметам гуманитарного цикла, профильным дисциплинам, способствует усвоению большей частью воспитанников английского языка и информационно-коммуникационных технологий на функциональном уровне, что является основой для реализации образовательных планов выпускниками гимназии.
Все предметы учебного плана обогащены гуманитарным содержанием, включающим историко-краеведческие аспекты, историю развития изучаемой предметообразующей науки, биографии ученых составляющих ее гордость, что позволяет, на наш взгляд, позитивно влиять на формирование и развитие социально значимых качеств личности: принятие приоритета труда, уважения к мнению другого человека (основы толерантности), способствовать пробуждению гражданских чувств.
В гимназии ведется системная работа по обновлению технологий обучения: начальная школа работает по системе развивающего обучения Л.Б. Занкова, начата работа по продолжению развивающего обучения на второй ступени, активно используются в учебном процессе информационно – коммуникационные технологии.
В гимназии 42 педагога, в том числе директор, два заместителя по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог. Большая часть педагогического коллектива аттестована, при этом высшая квалификационная категория присвоена 25 работающим, первая – 11, вторая - 3.
Результаты труда 8 педагогов гимназии отмечены званием «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 5 – Почетными грамотами и Благодарностями министерства образования и науки РФ, 5 - премией в конкурсе лучших учителей образовательных учреждений РФ. Среди педагогов два призера городского конкурса «Учитель года», лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года 2010»