Химичка. Сайт Маловой Е.М.Пятница, 03.05.2024, 18:03

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Методическая копилка | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Педагогические технологии [6]
Нормативные материалы [15]

Мини-чат

Главная » Статьи » Педагогические технологии

Современные образовательные технологии на уроках химии

«Современные образовательные технологии  на уроках химии»

                                                                                   Учитель химии МАОУ лицей №93 Малова Е.М.

 

      Современная школа стремительно меняется, объем информации, которую необходимо использовать, в повседневной жизни  постоянно растет. В таких условиях основной задачей  учителя становится подбор наиболее эффективных средств обучения на основе современных методов и технологий.  Выпускник современной школы должен быть  компетентным и социально адаптированным.

     Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также способности и организации построения своей индивидуальной образовательной траектории, владения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности.

     Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать  полученный результат – научить учиться.

     В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности.

     Химия как наука довольна специфична, сложна для восприятия. И именно здесь необходимо деятельность разнообразить педагогическими приемами и методами. В данной статье я рассматриваю технологии, которые я применяю для обучения химии в старших классах.

 

     1. Технология личностно-ориентированного обучения.

     Цель личностно ориентированного обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

     Данная технология позволяет сформировать у ребят умения размышлять, анализировать, опираясь на личный опыт. Так на уроках очень интересными, познавательными для учащихся являются вопросы, касающимися самого человека, его окружения. Например:

  • Каким растворителем вывести масляное пятно от упавшего бутерброда?
  • Почему при отравлениях используют активированный уголь?
  • Что означает марка бензина АИ – 95?

Эти и другие вопросы возникают у самих учащихся при изучении химии, а то, что интересно, то запоминается.

 

     2. Технология  проблемного  обучения

     Сущность проблемного обучения в том, что педагог проектирует проблемные ситуации в ходе урока, требующие от детей проявления инициативы, творческого поиска, слаженного взаимодействия и работы в команде. Он же  и  управляет  поисковой деятельностью детей по усвоению новых знаний  путём решения проблемных задач. Проблема – задача,  не имеющая стандартного решения.

     Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что учителю необходимо дифференцированно подходить к созданию проблемной ситуации и постановке проблемных задач, учитывать индивидуальные особенности учащихся и их готовность к поисковой деятельности.

     При решении проблемной ситуации можно использовать наиболее оптимальные методы – эвристический, исследовательский или метод проблемного изложения.  

     Эвристическая беседа представляет систему логически связанных вопросов учителя и ответов обучающихся, эта система  позволяет решить проблему. Этот метод можно использовать в том случае, если у учащихся имеется  минимальный  объем знаний для активного поиска решения проблемы. Например, использование метода при изучении темы «Гидролиз солей. Определение рН среды», «Как будет меняться цвет индикатора в разных средах»,   «Определение степени окисления химических элементов в сложном веществе», «Почему одни атомы химических элементов отдают электроны, а другие принимают электроны?»

     Проблемное изложение используется в том случае, если учащиеся обладают недостаточным объемом знаний для решения проблемного вопроса. При этом поиском  путей решения вопроса занимается сам учитель, направляя учеников, аргументируя каждый шаг. Например, при объяснении ароматической связи в молекуле бензола через анализ формулы, предложенной Кекуле Ф.А.

     Исследовательский метод обучения самый эффективный из методов, поскольку именно он позволяет максимально повысить познавательный интерес обучающихся. Этот метод используется в том случае, когда  имеется достаточная теоретическая база, например, при проведении лабораторных, практических занятий.

 

     3. Проектная технология

     Данная технология основана на идее повышения уровня заинтересованности школьников в обучении через создание проектов — решения проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни. Проектная технология способствует развитию учащихся в собственных силах, стимулирует творческое мышление, содействует сотрудничеству, коллективному созидательному творчеству; она ориентирована на личные способности учащегося, способствует развитию  критического мышления.

     Темы проектов разнообразны и учащиеся сами предлагают то, который им интересен. Например:

     ▪  Почему не у всех металлов побочных подгрупп на внешнем уровне два электрона?

     ▪  Как получить малахит?

     ▪  Почему фенол в отличие от спиртов взаимодействует со щелочами

Минипроекты в последующем могут перерасти в исследовательскую работу.

 

     4. Технология интегрированного обучения

     Требованиям новых образовательных стандартов, обуславливающих необходимость формирования у будущих выпускников метапредметных компетенций, наиболее полно отвечает технологи интегрированного обучения, предусматривающая объединения разных понятийных систем в границах одного занятия.

     Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин.

     При изучении химии  необходимо выстраивать причинно-следственные связи, что вызывает трудности у обучающихся. Для этого нужно изучить большой объем информации и облегчить  её усвоение. Как же это сделать? На помощь приходит интеграция с другими предметами на уроках химии. Это связи с математикой, физикой, биологией, географией. Следовательно, на уроке школьники не просто усваивают какую-либо изолированную информацию, а приобретают комплекс взаимосвязанных единиц содержания (знаний, умений, навыков), т.е. воспринимают их как систему.

     К примеру, межпредметные связи проследить можно при планировании и проведении следующих тем уроков: «Скорость химических реакций» (химия-физика), «Скорость химических реакций. Катализ» (химия-биология), «Решение расчетных задач» (химия-математика).

 

     5. Технология уровневой дифференциации

    Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель школы – создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду. А для этого надо предоставить учащемуся право выбирать уровень обучения по каждому предмету.

     В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как интерес учащихся, так и индивидуальный темп их развития.

При отработке практических умений необходимо подготовить задания разного уровня сложности.

Пример: задачи формата 26 на вычисления массовой доли вещества в растворе.

1 уровень:

Определите концентрацию раствора, полученного при слиянии 150 г 30 %-го и 250 г 10 %-го растворов поваренной  соли.

2 уровень:

Определите, массу 10 %-го раствора соли, которую нужно прилить к  30 %-го раствору этой же соли для приготовления 500 г 20 %-го раствора.

3 уровень:

Определите массу 10% раствора Nа2СО3 и массу сухого кристаллогидрата Na2CO3 · 10H2O, которые нужно взять для приготовления 540 г 16% раствора. 

 

     6. Технология формирования критического мышления

     Суть данной технологии основывается на проектировании образовательных условий, в которых детям приходится работать с различными источниками информации, творчески переосмысливать прочитанное и осуществлять критическое оценивание.

     Технология развития критического мышления, реализуемая с целью формирования у учащихся умения мыслить качественно и непредвзято, осуществляется в рамках трех стадий:

а) стадия вызова, в ходе которой выполняется актуализация знаний и мотивация на выполнение информационного поиска;

б) стадия осмысления. Предусматривает непосредственную работу с текстом с последующим установлением связей и поиском несоответствий;

в) стадия рефлексии, во время которой происходит закрепление нового содержания и метапредметных умений.

     Технология критического мышления основана на применении следующих педагогических методов и приемов: мозгового штурма, собирания «Корзины идей», синквейнов, ключевых слов, интеллектуальных разминок, ассоциаций, построению причинно-следственных связей и логических цепочек.

Прием: Верные и неверные утверждения

Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо высказать своё мнение:

(+ ) верно или (–) неверно. Можно использовать на стадии вызова, как проверка подготовки к уроку. Или же на стадии вызова для настраивания на изучение новой темы. Тогда предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. А затем по ходу урока формулируются правильные высказывания. Данный приём можно использовать и на стадии рефлексии для проверки усвоенного за урок материала. 
Например, выбрать верные и неверные утверждения на стадии вызова при изучении темы «Щелочные металлы»:
Калий
(+) 1. На ВЭУ атом содержит 1 электрон
(-) 2. Для завершения ВЭУ атом принимает электроны
(+) 3. Это восстановитель
(+) 4. Атом имеет степень окисления +1
(-) 5. Элемент проявляет валентность II
(+) 6. Элемент относится к щелочным металлам
(+) 7. Тип кристаллической решётки – металлическая
(+) 8. Металлические свойства выражены ярче, чем у кальция
(-) 9. Металл относится к тугоплавким металлам
(+) 10. Металл легко взаимодействует с хлором
(-) 11. При его реакции с водой получается оксид
(-) 12. Может реагировать с щёлочью
(+) 13. Его оксид проявляет основные свойства
(+) 14. Его гидроксид – щёлочь
(-) 15. Металл используется для получения других металлов в металлургии

 

    7. Информационно - коммуникативные технологии

     Необходимость преобразования учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями времени и общественными ожиданиями обусловило масштабный процесс информатизации образования посредством внедрения ИКТ, что обусловило обеспечение свободного доступа учащихся к источникам информации,  формирование информационной поддержки образовательной среды; внедрение современных систем управления процессом школьного обучения (ведение электронных журналов, поддержание обратной связи с родителями школьников);  качественное изменение структуры уроков, гарантирующее повышение показателей эффективности усвоения знаний.

     На уроках химии можно использовать мультимедиа – уроки на основе компьютерных обучающих программ, контроль знаний осуществлять посредством онлайн-тестов и тестов, мультимедийные презентации с ярким видеорядом- иллюстрациями, видеоклипами, звуком.  Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.

Сегодня интернет-пространство представляет много ресурсов. Один из самых надежных – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

 

     Таким образом, характерной особенностью актуальных педагогических реалий является необходимость применения современных образовательных технологий в условиях ФГОС, наравне с традиционными принципами работы, воплощенными в классно-урочной системе и последовательному использованию различных организационных систем, что положительно сказывается на общей эффективности учебно-воспитательного процесса и повышения уровня компетенций выпускников российских школ.

    

 Список литературы:

  1. Бордовская Н.В. , Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011. 269 с.
  2. Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания //Химия в школе. 2012. №7.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14-15
  4. Сурин Ю.В., Голубева Р.М., Дубровская А.М. Проблемные опыты при углубленном изучении химии // Химия в школе. 1994. № 2. С. 61–62.
  5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г. К. Селевко // – М.: Народное образование,- 2010. С. 17 – 24.
  6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2010. 160 с.
  7.  Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем.-М.: Вентана-Граф, 2006.-256с.
  8. Иванова Р. Г. Общая методика обучения химии в школе.-М.: Дрофа,2008.-319с.

 

Категория: Педагогические технологии | Добавил: himikmalova
Просмотров: 8 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024